Warning: Illegal string offset 'relative' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 620

Warning: Illegal string offset 'pathOnly' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 621

Warning: Illegal string offset 'detectBrowser' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 622

Warning: Illegal string offset 'detectDebug' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 623

Warning: Illegal string offset 'relative' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 626

Warning: Illegal string offset 'detectBrowser' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 626

Warning: Illegal string offset 'detectDebug' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 626

Warning: Illegal string offset 'pathOnly' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 629

Warning: Illegal string offset 'relative' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 620

Warning: Illegal string offset 'pathOnly' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 621

Warning: Illegal string offset 'detectBrowser' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 622

Warning: Illegal string offset 'detectDebug' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 623

Warning: Illegal string offset 'relative' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 626

Warning: Illegal string offset 'detectBrowser' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 626

Warning: Illegal string offset 'detectDebug' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 626

Warning: Illegal string offset 'pathOnly' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 629

Теория аккультурации

Дуалисты

Сторонники умеренного подхода к исследованию аккультурации рассматривают два варианта взаимодействия культур, как на глобальном, так и групповом и индивидуальном. Первая форма взаимодействия заключается в усвоении элементов культуры на уровне общества и (или) группы в ходе ассимиляции, а вторая - в приобретение опыта индивидом за счет социализации. Поэтому данный подход следует назвать также социализаторо-ассимиляторским или дуалистичным. Умеренный подход представляется наиболее верным, так как содержит достоинства двух других и освобождается от их недостатков.

Так, например, в Энциклопедическом социологическом словаре под редакцией Осипова Г.В., который снова изменил свое мнение, аккультурацией называется процесс взаимного влияния культур, при котором в ходе прямого контакта усваиваются технологии, образцы поведения, ценности, и прочие элементы другой культуры, которые в свою очередь, изменяются и приспосабливаются к новым требованиям, а также передачу элементов культуры от одного поколения к другому в рамках одной культуры.17 Именно такой подход характерен для западной социологической мысли.

Таким образом, Осипов, продолжая дуалистические традиции западной социологии, предлагает рассматривать аккультурацию как заимствование не только в пространстве, но и во времени между поколениями. Это приводит к важному выводу, что аккультурация имеет определенные пространственные и временные характеристики. Однако, эти характеристики хотя, и взаимосвязаны между собой, но обладают все же некоторой самостоятельностью. Преобладание пространственных характеристик над временными приведет к развитию процесса в горизонтальном направлении. Инновации будут распространяться между современниками, принадлежащими к разным социальным системам, между которыми происходит культурный контакт и находящимися на определенной культурной дистанции и расстоянии друг от друга. Увеличение значения временных характеристик и их преобладание над пространственными приведет к тому, что процесс аккультурации будут охватывать только межпоколенные связи социальных субъектов какой-либо одной культуры. В последнем случае процесс будет характеризоваться не столько инновациями вследствие чужого культурного контакта, в ходе которого возникает новое для данной культуры знание, сколько передачей существующих традиций из поколения в поколение без какой-либо существенной новации. Это и отличает историческую преемственность от иных форм взаимодействия социальных субъектов. Однако Осипов Г.В. не видит различия между аккультурацией и преемственностью, хотя и рассматривает их на различных уровнях социального взаимодействия (социетальном и межличностном).

Составители социологического словаря Хартфила также предлагают два определения понятия аккультурации. По их мнению, синонимами понятия «аккультурация» в немецком языке являются термины «Kulturübername» и «Kulturanpassung», что дословно можно перевести как «культурное принятие» и «культурное приспособление» соответственно.18 Но, учитывая, что в данном случае в целях объективности научного исследования, правилами дословного перевода можно пренебречь, первый из указанных терминов следовало бы перевести как «заимствование культуры», а второй – как «культурная адаптация». В противном случае можно предложить использовать их в оригинальном звучании, как, например, без перевода используются такие понятие, как «гезельшафт» и «гемайншафт».

Приобретение элементов чужой культуры определяется соответственно частичным или полным взаимным приравнением и расплавлением соприкасающихся культурных систем. Здесь уместно вспомнить теорию «плавильного котла» для этносов, разработанную в социологии, как яркий пример глобальной аккультурации. В 3-х томном социологическом словаре (19) аккультурация рассматривается как культурное приспособление (адаптацию), исходящую от уже последующей интракультурной социализации индивидов или групп и которая стремиться к процессу и результату порабощения культуры, чем и отличается по мнению отечественных авторов, от ассимиляции и интеграции, что не может не вызвать удивления. Необходимо заметить, что предложенная ими трактовка является узкоэтнической и носит политическую окраску. Аккультурация здесь рассматривается как порабощение культуры, и этим выражается ее тождество с экспансией. Большой толковый социологический словарь содержит также два значения понятия аккультурации: (20)

- Процесс, в ходе которого контакты между различными культурными группами приводят к приобретению новых образцов культуры одной из них или, возможно, обеими вместе с полным или частичным восприятием другой культуры.

- Любая передача культуры от одной группы к другой, включая передачу от одного поколения другому.

 


17 Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках /Ред.- коорд. Акад. РАН Г.В. Осипов. М.1998. С.10

18 Hartfiel G. Wörterbuch der Sociologie. Stuttgart.Kröner. 1976. S.12-13

19 Wörterbuch der Socioljgie /Hrgs. von G.Endruweit u.G-Tromsdorff. Band 1. DTV/Enke. 1989. S.5-6

20 Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. М. 1999.Т.1. C.20-21

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная Теория аккультурации Дуалисты
Яндекс.Метрика