Warning: Illegal string offset 'relative' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 620

Warning: Illegal string offset 'pathOnly' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 621

Warning: Illegal string offset 'detectBrowser' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 622

Warning: Illegal string offset 'detectDebug' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 623

Warning: Illegal string offset 'relative' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 626

Warning: Illegal string offset 'detectBrowser' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 626

Warning: Illegal string offset 'detectDebug' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 626

Warning: Illegal string offset 'pathOnly' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 629

Warning: Illegal string offset 'relative' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 620

Warning: Illegal string offset 'pathOnly' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 621

Warning: Illegal string offset 'detectBrowser' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 622

Warning: Illegal string offset 'detectDebug' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 623

Warning: Illegal string offset 'relative' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 626

Warning: Illegal string offset 'detectBrowser' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 626

Warning: Illegal string offset 'detectDebug' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 626

Warning: Illegal string offset 'pathOnly' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 629

Общая теория права

Теории социального изменения в праве

Среди теорий социального изменения следует назвать также теории катастроф, диффузии и культурных ареалов: (см. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для вузов. 3-е изд-е. М. 1998. С. 37-44)

1. Согласно теории катастроф развитие детерминации культуры происходит в результате разложения и примитивизации культуры конкретного общества под воздействием вмешательства враждебных внешних сил. В этом случае предыдущая культура поглощается новой или же вытесняется культурой групп, представляющих ту самую «враждебную силу». Более мягким вариантом проявления теории катастроф является так называемая «теория регресса» (деградации). Ее отличие заключается в том, что причиной замещения культуры является не действие внешних сил, а внутреннего разлада социальных отношений. На почве упадка культуры постепенно возникает и развивается новая культура, в то время как при внешнем воздействии культура просто подменяется. Теория катастроф относится к теориям революционного (скачкообразного развития).

2. Теория диффузии заключается в распространении культуры из одного центра в другой. Возможность изучения взаимодействия между культурами раскрывается через механизм освоения культуры других народов. Основными средствами взаимопроникновения культурных явлений служат помимо войн и завоеваний в отличие от теории катастроф, мирное сосуществование и обмен (торговля, миграция и пр.).

3. Теория культурных центров объясняет право как распространение культуры потоком рассеяния из «колыбели цивилизации». Объектом наук, исследующих сферу юридического управления, являются властные публичные институты, в частности государство и право, их возникновение, развитие и функционирование. С социологической точки зрения возникновение любого властного института – институционализацию или обогащение личного опыта – юридическую социализацию можно рассматривать как право.

Помимо указанных социологических теорий методологический интерес также представляют: теория «живого права» Е. Эрлиха, теория элит и теория конвергенции. По Е. Эрлиху исходные начала правовых процессов следует искать в обществе, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества, община и самого государство. (см. Синха С. Пракаш. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс /Пер. с англ. В.М. Ашмарина. М.1996. С.181)

Эрлих считал, что каждая фабрика, банк, профсоюз, объединение предпринимателей имеют свой порядок, свое право, которое создают сами. Поэтому законодатель, по Е. Эрлиху, не создает, а лишь обнаруживает, фиксирует соответствующую норму, предложенную субъектом. Принятие этой нормы другими людьми и утверждение ее государством может рассматриваться как право.

Определяющее влияние на возможность и направленность процесса в праве в обмене теми или иными ценностями в зависимости от соотношения политических сил рассматривалась в теориях, которые получили название «элитарных». В соответствии с этими теориями политика есть сфера борьбы двух противоположных классов: властвующего меньшинства (элиты) и подавляющего большинства (народ). Например, Г. Моска допускал три варианта динамики политического класса: «увековечение» без обновления, увековечение с обновлением и чистое обновление. (См. : Mosca G. The Ruling Class. New-York.1936)

Причем каждый из этих вариантов сопровождался соответствующим принятием, изменением ориентиров и ценностей, как для элит, так и для управляемых. А представители теорий конвергенции Дж. Гелбрейт, Р. Арон, П.А. Сорокин утверждали, что начинается конвергенция капитализма и социализма, заимствуя друг у друга положительные черты и, преодолевая отрицательные стороны, они сольются в едином постиндустриальном обществе. Сторонники этой концепции полагали, что подобная конвергенция - следствие современной научно-технической революции. Политическая власть в этом обществе, согласно данной теории, теряет свой классовый характер. Интеграция между СССР И США по Сорокину и являлась примером глобальной права на почве технического прогресса. (Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.1997. С. 57)

С представителями теории конвергенции был солидарен также О. Тоффлер, который сформулировал главную тенденцию в эволюции западного общества 60 - 80 годов: заметное ускорение как в темах образования продукции, так и в диалектике социальных связей, и в обмене идеалами, что ускоряет процесс социализации и государственного строительства. Глобальное право стремительно развивается за счет силы технологии, а и ее ядра - знания (лиформация - См: Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М. 1995.С.65).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная Общая теория права Теории социального изменения в праве
Яндекс.Метрика