Warning: Illegal string offset 'relative' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 620

Warning: Illegal string offset 'pathOnly' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 621

Warning: Illegal string offset 'detectBrowser' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 622

Warning: Illegal string offset 'detectDebug' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 623

Warning: Illegal string offset 'relative' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 626

Warning: Illegal string offset 'detectBrowser' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 626

Warning: Illegal string offset 'detectDebug' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 626

Warning: Illegal string offset 'pathOnly' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 629

Warning: Illegal string offset 'relative' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 620

Warning: Illegal string offset 'pathOnly' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 621

Warning: Illegal string offset 'detectBrowser' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 622

Warning: Illegal string offset 'detectDebug' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 623

Warning: Illegal string offset 'relative' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 626

Warning: Illegal string offset 'detectBrowser' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 626

Warning: Illegal string offset 'detectDebug' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 626

Warning: Illegal string offset 'pathOnly' in /home/msk03/akkulturation.ru/docs/libraries/cms/html/html.php on line 629

Общая теория права

Общая теория права

В России за период с 1993 по 2003 годы по теории государства и права издано около 30 учебников. Это не так уже мало. Тем более что многие из них достаточно полно охватывают существующие вопросы. Но для такой важно и фундаментальной дисциплины этого недостаточно. К примеру, по таким наукам как социология, философия и политология существует их около сотни. Теория государства и права, являясь специальной дисциплиной, имеет не меньшее значение. Переоценить значение теории государства и права на наш взгляд невозможно. Этого опасаться не следует. Можно его только недооценить, что крайне нежелательно. Но самое главное то, что существующая методическая концепция изучения теории государства и права страдает рядом недостатков.

Как отмечается в литературе, среди учебных изданий слишком мало авторских учебников. Существующие учебники и пособия за редким исключением похожи друг на друга. В существующих изданиях мало полемики. Практически все они одну отражают точку зрения. Авторы избегают глубоких дискуссий по большинству вопросов. Отражение получают лишь две-три, самые распространенные. Отечественная система преподавания забыла классические принципы обучения, берущие свое начало еще от древнегреческих школ. Сущность образования заключается не столько в том, чтобы передать знания, сколько в том, чтобы научить человека правильно их использовать. Так, например, можно рассказать как надо управлять автомобилем, а можно этому научить. Можно рассказать о принципах права, а можно научить их применению на практике. Безосновательно думать, что этот вопрос практического освоения теории относится к сфере других дисциплин, или же что студенты должны научиться этому самостоятельно. Не случайно в педагогике используется понятие «овладение профессией», а не только обучение. Именно в древнегреческих школах слушатели не только получали знания – представления о том, как устроен мир по мнению Сократа, Аристофана и других, но и участвовали в их формировании – спорили, дополняли друг друга. «В споре рождается истина». Преподавание строилось на диалоге. Только диалог преподавателя и студента может сделать процесс обучения результативным, поскольку знания усваиваются через фактор обратной связи. Конечно, создать пособие в форме диалога в прямом смысле невозможно, хотя бы потому, что нельзя заранее ответить на будущие вопросы студентов. Но можно рассмотреть часто распространенные ошибки и предложить рекомендации, чтобы их избежать. 

Пособия предлагают читателям минимальный или усредненный объем знаний, соответствующий потребностям среднестатистического студента. Объем отдельных из них настолько мал, что они представляют собой некий конспект для подготовки к экзамену на такую же среднюю оценку. Такой подход представляется неверным, поскольку он программирует поверхностное изучение теории государства и права, что отражается на правоприменении и будет влечь увеличение ошибок в дальнейшем, когда студент станет специалистом и будет работать в сфере профессиональной юридической деятельности.

Запросы же той части студентов и специалистов, чьи потребности выше среднего и тем более минимума, авторами вообще не учитывается. Поэтому необходимо продолжать разрабатывать именно академические курсы, максимально обобщающие накопленные знания в области теории государства и права. Но академические курсы порой сложны для восприятия студентов. При их создании следует помнить, что теория государства и права читается, как правило, в первом семестре. И у студентов, несколько месяцев назад бывших школьниками, еще нет ни достаточного словарного запаса, ни профессионального кругозора, ни многих элементарных смежных наук, на которых базируется методология теории государства и права. Этим фактом студенты юридических факультетов при изучении теории государства и права поставлены в весьма стесненные условия, поскольку изучение теории государства и права и общих гуманитарных наук идет параллельно. В итоге, в начале чтения курса студентам приходится отвлекаться на разъяснение терминов и категорий из других дисциплин, чтобы они могли лучше уяснить этот материал. Студентам необходимо пособие, в котором бы они получали хотя бы краткие разъяснения по ходу изложения материала, без значительного отступления от предмета теории государства и права и ущерба для содержания пособия.

Существующие в настоящее время пособия также достаточно сухи и излишне теоретизированы. Изучающие их студенты не всегда понимают практическое значение теории государства и права, и поэтому относятся зачастую с большим пренебрежением к этой основной дисциплине. В существующих пособиях и учебниках не уделяется должного внимания вопросам практического применения получаемых знаний. Это привело к традиционному отделению теории от юридической практики, в результате чего принципы правоприменения значительно отличаются от теории. Такая теория государства и права излишне идеализирована. Она рассчитана на идеальное общество, которого нигде нет. Поэтому студенты, получая знания на производстве о реальном состоянии дел, приходят к выводу о ее несостоятельности и ее ненужности. В существующих пособиях и учебниках авторы рассматривают причины указанного противоречия не рассматривают, или же рассматривают формально, преподнося их как деформации правосознания отдельных работников. В то же время современная правовая ситуация в российском обществе заставляет задуматься над тем, что данный факт превращается в тенденцию, что повреждается также социологическими исследованиями. Получается, что студенты изучают ненужную теорию, неприменимую в настоящих условиях. Что еще больше снижает смысл ее изучения на взгляд студентов. Поэтому новый пособие должен содержать как можно больше примеров. Преподнесение теоретического материала должно сопровождаться примерами из практики. Отсутствие примеров ведет к тому, что в ряде случаев студенты не могут усвоить даже различие сходных понятий. В частности речь идет о различии традиций и обычаев, инкорпорации и консолидации и пр. Только таким образом можно наглядно доказать практическую значимость теории государства и права.

К сказанному следует добавить, что теория государства и права постоянно меняется. Ее коренной перелом пришелся на начало 90-х годов, когда перестройка привнесла плюралистическое понимание теории государства и права. Прошло несколько лет, пока отечественная наука смогла адаптироваться и были выпущены новые учебники и пособия, что усугубило вышеуказанный разрыв. Новые политические изменения в России, приведшие к смене формы государственного устройства вновь привели к тому, что определенная часть материала теории государства и права устарела. Многие современные явления уже не вписываются в ее классическую схему. Более того, система государственного устройства, начиная с марта 1999 года, находится в постоянном совершенствовании. Книжно-издательский сектор рынка не в состоянии своевременно реагировать на эти изменения. 

Необходимо также указать, что в вузовских программах по теории государства и права сложилась традиционная расчасовка тем. Одним темам уделяется, например, два часа лекций, другим –четыре, третьим – шесть. Конечно, среди вопросов изучаемых в курсе теории государства и права есть рядовые вопросы, а есть наиважнейшие темы. Разумеется, что в рамках отведенных занятий нельзя подробнейшим образом равно изучить все темы. Поэтому преподаватель должен выбирать наиболее значимые темы для детального изучения студентами. Прочие вопросы студенты могут дополнительно изучить в режиме индивидуальной подготовки. Но для поиска и отбора конкретной информации студентам приходится перерабатывать значительные объемы учебного и научного материала, что не возможно осуществлять ежедневно, и представляется оправданным только при написании научных работ (курсовых, дипломных и т.п.). Поэтому и необходимо большое пособие, в котором вопросы освещались бы в равной степени.

Таким образом, новые пособия должны отличаться принципиально новым подходом. Представленное пособие является одной из попыток реализации этого замысла. В нем на доступном уровне, как среднему студенту, так и желающему углубленно изучать курс теории государства и права, излагается учебный и научный материал. 

Вы здесь: Главная Общая теория права
Яндекс.Метрика